Иркутский общественный благотворительный Фонд Тихомировых по реабилитации детей-инвалидов с помощью верховой езды

Иппотерапия

Мнение профессионала:
Леонкин Олег, Московский Конно-спортивный клуб инвалидов

 


Сегодня каждый 20-й житель нашей страны – инвалид. И столь печальное положение дел, к сожалению, постоянно усугубляется. Эти граждане, а, тем более, дети особо нуждаются в многовариантной системе социальной адаптации, поскольку особенности их здоровья и развития крайне индивидуальны.

Совершенно очевидно противоречие между этой острейшей потребностью общества и проблематичностью ее удовлетворения только силами государственных учреждений и служб.

Сегодня в нашей стране общественная инициатива в решении социальных проблем способна в значительной степени ослабить существующее в этой сфере напряжение и взять на себя часть забот о социально незащищенных гражданах.

Использование лошади в реабилитационной работе с детьми-инвалидами не является новостью. Во всем мире существует широкая сеть организаций, успешно применяющих в работе с детьми методику иппотерапии.

Пятнадцатилетним практическим опытом такой деятельности и очень высоким профессионализмом обладают, например, коллектив энтузиастов московского детского экологического Центра “Живая нить”, общественная организация “Солнечный мир”, Московский конноспортивный клуб инвалидов, общественная организация Санкт-Петербурга “Солнечный остров” и некоторые другие.

Однако в России эта методика распространяется, в основном, в виде элементарного катания на лошади, которое, без сомнения, очень полезно для ребенка-инвалида, лишенного многих радостей жизни, но не является целенаправленной индивидуальной последовательной работой по улучшению его физического и психоэмоционального состояния и не обучает ребенка новым жизненным навыкам.

Иппотерапия — это использование на благо детей с ограниченными возможностями притягательности и мощнейшей энергетики лошади – друга и помощника человека на протяжении нескольких тысячелетий. Добрый конь когда-то “вывез” нас в цивилизацию. Сегодня лошади могут помочь исправить многие ее тяжелейшие последствия и издержки.

Более полувека назад чемпионку Дании по конному спорту Лиз Хартел постигло несчастье. В двадцатилетнем возрасте она перенесла полиомиелит и стала инвалидом. Казалось бы, спортивной карьере наступил конец. Однако Лиз возобновляет упорные тренировки в верховой езде и через восемь лет становится серебряным призером Олимпийских игр! Этот феномен стал объектом пристального изучения медицинской науки и послужил толчком для широкого применения верховой езды при лечении многих заболеваний, особенно в реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Надо сказать, что о пользе верховой езды для здоровья человека известно с незапамятных времен. Высказывания на эту тему можно найти у Аристотеля, Гиппократа, Ксенофонта и многих других авторов. Дени Дидро в середине восемнадцатого века пишет трактат “О верховой езде и ее значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести”.

Доказано, что лечебное воздействие верховой езды на организм человека и его психоэмоциональное состояние оказалось настолько эффективным, что его применение сегодня является обязательной составной частью реабилитационной работы с детьми-инвалидами во многих странах мира. В частности, в Великобритании уже почти тридцать лет бессменным Патроном огромной сети конно-оздоровительных центров для инвалидов является принцесса Анна. Важную функцию в распространении и совершенствовании иппотерапии во всем мире выполняет Международная Федерация лечебно-верховой езды.

Рассмотрим механизм воздействия лечебной верховой езды:

Физиологический уровень воздействия
Нормальная температура тела лошади выше температуры человека на один – полтора градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях и во всем организме, и, в том числе, улучшает кровоснабжение мозга.

Для обездвиженного больного очень важна, так же, имитация движений человека, идущего нормальным шагом – тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного на биологическом и психическом уровнях опыта. Тазобедренная область и нижние конечности всадника на лошади, идущей шагом, имитируют сложные трехмерные движения идущего человека. У всадника работают практически все группы мышц. Необходимость удерживать равновесие на движущейся лошади заставляет всадника синхронизировать работу мышц спины, туловища, шеи, конечностей. В работу включаются мышцы, которые у человека бездействуют, даже не будучи пораженными. Все это формирует динамический стереотип, который всадник-инвалид переносит из верховой езды в повседневную жизнь.

Психосоциальный уровень воздействия.
У большинства лиц с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а также осознание себя как личности – словом, все то, что формирует и определяет взаимоотношения человека с миром.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию, необходимость управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми больной ребенок взаимодействует.

И — необыкновенно сильное эмоциональное воздействие! Ведь лошадь такая красивая, добрая, живая! Она смотрит на ребенка огромными умными глазами, тянется мягкими губами за угощением, уютно фыркает и приветливо кивает головой.

К тому же, она такая высокая, что, сидя в седле, ты сам кажешься себе огромным и сильным. И она слушается тебя, подчиняясь движениям твоего тела! Ведь лошадь не видит разницы между здоровым человеком и инвалидом. Больной человек, особенно ребенок, забывает на время о своей болезни, ощущает себя здоровым и сильным – и постепенно становится таковым!

Вот такое комплексное воздействие и позволяет достичь наибольшего эффекта.

Коллектив Иркутского общественного благотворительного Фонда Тихомировых начал экспериментальную работу с группой детей с ограниченными возможностями и особенностями развития, положив в основу реабилитационного, воспитательного и образовательного процесса общение с лошадью и верховую езду в 2000 году.

Еще до начала работы с детьми мы пригласили двух врачей — невролога и специалиста по массажу и лечебной физкультуре, которые прошли спец. подготовку по методике иппотерапии в Москве.

Большинство обратившихся к нам детей никогда ранее не имели опыта верховой езды и общения с лошадью. Анализ работы центра показал, что уже к концу первого года занятий у детей было отмечено значительное улучшение физического и психоэмоционального состояния. Родители свидетельствуют об улучшении качества жизни в их семьях. У нескольких детей с диагнозом “дисплазия тазобедренного сустава” после 2-летнего курса занятий иппотерапией официально снята инвалидность. Десятилетний ребенок, который до занятий не умел пользоваться речью, начал произносить отдельные слова и даже фразы. И таких примеров можно привести немало.

Эффективнейшим инструментом социализации детей с ограниченными возможностями является адаптивный конный спорт.

В 2001 году 4 ребенка с интеллектуальными нарушениями, добившиеся успеха в занятиях верховой ездой, были подготовлены к участию в соревнованиях. Тогда мы только начали узнавать о конном спорте инвалидов. Вскоре наши спортсмены впервые приняли участие в Чемпионате России и получили свои первые в жизни медали.

На сегодняшний день юные спортсмены-инвалиды — воспитанники наших тренеров – уже многократно принимали участие в Чемпионатах и Первенствах России и международных соревнованиях по конному спорту среди инвалидов и почти всегда возвращались домой с кубками и медалями.

В спортивную группу попадают дети, у которых есть потенциал как физический, так и психологический. Нагрузки у детей здесь значительно выше: перед соревнованиями тренировки проходят почти ежедневно.

Результаты достигаются благодаря упорству и спортивному мастерству тренеров и инструкторов, врачей и педагогов. И помощи волонтеров – юных спортсменов-конников. Большой интерес к деятельности Центра проявляют ВУЗы города Иркутска, которые регулярно направляют своих студентов в наш Центр для прохождения практики.

Уже третий год организация работает в сотрудничестве с Иркутским государственным педагогическим университетом. Совместно с факультетом специальной педагогики и психологии проходят обучающие семинары по иппотерапии. Существует тесная связь со специалистами Национальной федерации лечебно-верховой езды и конного спорта инвалидов, выдающимися российскими тренерами и спортсменами-конниками.

Сотрудниками организации совместно со специалистами ОСЮН разработано несколько образовательных программ, две из которых признаны авторскими.

Регулярно проводятся открытые уроки лечебно-верховой езды, на которые приезжают заинтересованные специалисты Иркутска и других городов.

Дети с удовольствием демонстрируют свои успехи на показательных выступлениях во время конных праздников и других мероприятий, проводимых организацией.

Проводится постоянное обучение и переподготовка специалистов, работающих в Центре, а применяемые методы работы с детьми корректируются и совершенствуются в соответствии с получаемыми результатами.

Top